Конкурс "СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ"




ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНКУРСНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества городского округа города Нововоронеж»


  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Химия для любознательных»


Направленность программы – естественнонаучная

Возраст детей 14-15 лет

Срок реализации программы – 1 год


Автор программы Зобкова Светлана Васильевна,  

педагог дополнительного образования

Ссылка    http://nvddt.ru/school-about


Директор МКУ ДО НВ ДДТ                            Пегусова Г.А.

АННОТАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Химия в нашей жизни на самом деле занимает гораздо больше места и  имеет большее значение, чем принято думать. Наш организм, каждая его клеточка – это  сложнейшая, отлаженная химическая лаборатория со своими закономерностями и  требованиями к условиям окружающей среды. И чем большим количеством знаний в области химии будет вооружён юный гражданин, тем меньше он будет иметь жизненных проблем. В процессе занятий по программе обучающиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. Содержание программы знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные науки, история).

Цель программы:  формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.

   Задачи:   образовательные:

  • расширить кругозор учащихся о мире веществ;
  • использовать теоретические знания по химии на практике;
  • заложить основы научно-исследовательской деятельности;

развивающие:

  • способствовать развитию творческих  способностей обучающихся;
  • сформировать навыки выполнения проектов;

воспитательные:

  • · воспитать самостоятельность при выполнении работы;
  • · воспитать чувство  взаимопомощи, умение работать в  команде;
  • · воспитать чувство личной ответственности.

 Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль педагога состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. С целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения. Особенность данной дополнительной программы заключается в усилении прикладной и практической направленности изучения химии.   В то же время возраст обучающихся 8-9-х классов является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию. С другой стороны, представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления, решение данных проблем раскрывается в данной дополнительной образовательной программе. Ещё одной особенностью данной программы является её краеведческая составляющая, а именно организация экскурсий для учащихся на различные промышленные предприятия и лаборатории, для получения  наглядного представления о химической стороне работы предприятий города Нововоронеж и Воронежской области.

Нормативно-правовые основы разработки ДОП 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.09.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11. 12. 2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» 
  • Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».

 Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:

  • сенсорное восприятие (лекции, просмотр презентаций);
  • практические (лабораторные работы, эксперименты);
  • коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
  • комбинированные (самостоятельная работа учащихся, проекты, экскурсии, творческие задания);
  • проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

Педагогические технологии, используемые в обучении: личностно- ориентированные, игровые, технология исследовательской деятельности, технология методов проекта, педагогика сотрудничества.

Прогнозируемые результаты освоения обучающимися программы  Обучающийся должен знать:

• правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

• сущность процессов, происходящих во время стирки, приготовления пищи, консервирования;

• перечень профессий, в которых особо важна химия;

• характер воздействия  на организм средств  гигиены и декоративной косметики;

• принципы применения минеральных удобрений;

• технику безопасности обращения с бытовыми химикатами;

• роль химии как науки в развитии  промышленности;

• выдающихся представителей отечественной и зарубежной химии;

• порядок организации своего рабочего места;

уметь:

• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и  лабораторный эксперимент;

• осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание;

• получать растворы с заданной массовой долей,  работать с растворами различных веществ;

• организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно - популярной литературой;

• работать в сотрудничестве с членами группы;

• уверенно держать себя во время выступления, использовать различные  средства наглядности при выступлении.

Оценка уровня   усвоения программы проводится 3 раза в год (сентябрь (входной контроль), декабрь, май). Форма проведения: тестирование, защита проектов.

Тематический план

Тема раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Приёмы обращения  с веществами и оборудованием

14

5

9

2

Химия вокруг нас

30

15

15

3

Химия и твоя будущая профессия

12

7

5

4

Занимательное в истории химии

16

8

8

Итого:

 

72

35

37

 

Материально-техническое обеспечение:

  • Помещение для занятий, с хорошим освещением и вентиляцией. Сейф.
  • Химическое оборудование и химические реактивы.
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Диски с дидактическим материалом по экологии, химии и химической технологии.  

АННОТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Начальным моментом продуктивной познавательной деятельности считается проблемная ситуация, т.е. потребность в объяснении неизвестного явления, нахождения нового свойства предмета. Создать такие условия возможно с использованием ситуационного – проблемного подхода в обучении. При использовании этого метода большими возможностями обладают проблемно-творческие задачи, направленные на развитие креативности учащихся в процессе обучения. В процессе выполнения проблемно – творческих задач изменяется объект внимания учащихся. В начале это факты, явления; затем – возможность их объяснения и, наконец, глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих научных идей, приводящее к пониманию химической картины мира. Новые качества приобретают и способы подхода учащихся к овладению знаниями. Интерес учащихся к занимательным задачам, внешне привлекательным демонстрациям, сменяется интересом к опытам и решениям, объясняющим сущность явлений и процессов. Учащихся увлекает самостоятельное решение задач, с раскрытием химической сущности явлений, выполнение технически усовершенствованных  экспериментов. Процесс решения таких задач требует от учащихся не простого воспроизведения знаний учебного материала, а способности творчески использовать свои знания при объяснении явлений в окружающей среде. Творческая результативность во многом связана с развитием у обучаемых рефлексивных способностей. Вместе с тем, от того, насколько обучающийся оказывается в состоянии проводить осмысление и переосмысление, зависит качество  знаний.

Технология использования проблемно-творческих задач

  1. Мотивирующее начало: проблема-вопрос в названии задачи создает ситуацию, активизирующую поиск смысла учебной деятельности, содержащую познавательную и жизненно-практическую проблему. Это задание, связанное «донаучным» личностным опытом взаимодействия ученика с химическими и физическими явлениями, биологическими процессами в быту, природе, технике, растительно-животном мире, человеческом организме, волнующее, интересующее детей, неожиданное, загадочное, но  обязательно личностное,  жизненно значимое.

Примеры: Почему зимой все время спать хочется? Почему при изжоге человек употребляет пищевую соду? Почему в Мертвом море  нельзя утонуть? Почему нефть называют черным золотом?

  1. 2.  Индивидуальная работа: ученик включается в работу над заданием и выполняет задание по сути учебное, но отвечающее на жизненный вопрос.
  2. 3.  Самостоятельный поиск информации, исследование: при выполнении творческой части задания у учащихся возникают информационный запрос, потребность в самостоятельном «добывании» знаний, использовании учебников, справочников, интернет-ресурсов. Идут поиск, самостоятельная работа, работа мысли.
  3. 4.  Индивидуальная работа с практическим преобразованием учебных знаний: анализируя познанное, обучающийся выдает индивидуальный интеллектуально – творческий продукт: схемы, таблицы, модель, пособие и т.д. Постеры -самая полюбившаяся форма образовательного продукта.
  4. 5.  Межгрупповая дискуссия: обучающийся выносит результат своего поиска на всеобщее обсуждение.

Дидактический материал. Примеры практико-ориентированных (проблемно – творческих) заданий, применяемых  на занятиях:

Задача №1 Можно ли употреблять в пищу капусту, содержащую нитраты?

Информация - подсказкаЕсли в почве имеется избыток азотных удобрений, то в плодах, ягодах, корнеплодах могут накопиться вредные для здоровья соли - нитраты. Попадая в пищеварительную систему человека, они восстанавливаются до нитритов, а это грозит отравлением: нитриты окисляют гемоглобин крови, лишая его способности к переносу кислорода. Среди овощей больше всего способны накапливать нитраты укроп, салат и петрушка, в меньшей степени свекла, капуста и морковь. Картофель, помидоры, яблоки почти не накапливают нитратов: их содержание в этих продуктах редко превышает 100 мг/кг (в расчете на KNO3) при допустимой норме 200 мг/кг.

Задание: Можно ли употреблять в пищу капусту,                                          содержащую в 1 кг 2,4 ∙ 10-3 моль KNO3? Ответ подтвердите расчетами. Творческое задание. Подготовить сообщение   «Нитрат – друг или враг?»

Задача №2 Почему океан часто называют насосом?

Информация - подсказкаВ полярных широтах  океан  поглощает своими холодными водами диоксид углерода, а в экваториальных и тропических зонах, где вода теплая, он отдает CO2 в атмосферу. В этом обменном процессе между атмосферой и океаном участвуют ежегодно 100 млрд. т СО2.

Задание: Сколько молекул диоксида углерода вовлечено в этот процесс? Какое количество атомов кислорода содержится в данном углекислом газе?

Творческое задание. Составить схему обменных процессов между атмосферой и океаном.

Дидактический материал. Тема: «Минеральные удобрения»

Карточка – задание лаборатории экспресс-анализа.

Задание №1 Восстановить утерянные при транспортировке этикетки на мешках с минеральными удобрениями

Алгоритм определения минеральных удобрений

  1. Рассмотрите образцы удобрений. Образец имеет окраску: серую→ суперфосфат; белую → селитры, сульфат калия; розовую → сильвинит.
  2. Растворите в воде селитры и сульфат калия.
  3. Образование белого осадка при добавлении хлорида бария → сульфат калия.
  4. Появление запаха аммиака при добавлении щелочи и последующим нагреванием: есть аммиак →нитрат аммония, нет запаха → нитрат калия.
  5. Наклейте этикетки с названиями удобрений на мешки с удобрениями.

Какую роль играют данные удобрения в жизни растений?

Задание 2. Подтвердить, что почвы Колодезянских с/х угодий удобрены одним из важнейших калийных удобрений – сильвинитом калия.

Алгоритм проведения анализа.

1. Приготовьте почвенный раствор. Тщательно перемешайте.

2. Профильтруйте раствор.

3. В пробу почвенного раствора добавьте раствор нитрата серебра. Если выпал осадок белого цвета → хлорид калия.

4. Напишите уравнение реакции.

5. Сделайте вывод о внесенном в почву минеральном удобрении.

Дидактический материал. Тема: «Продукты питания»

В таблице указан процент общего числа калорий, получаемых из двух продуктов питания – твердого и плавленого сыра. Эти калории поставляются белками, углеводами и жирами, содержащимися в этих продуктах питания

Продукт

% от общего количества калорий (на 1г продукта)

Белки

Углеводы

Жиры

Сыр твёрдый

33

5,7

55

Сыр плавленый

15

12

65

Какое из приведенных   суждений наиболее точно характеризует вклад указанных компонентов в общую калорийность продукта?

1)  В твердом сыре углеводы обеспечивают большую калорийность, чем в плавленом.

2)  В плавленом сыре большая часть калорий обеспечивается белками и углеводами.

3)  В твердом сыре белки поставляют больше калорий, чем в плавленом.

Калорийность твердого жира за счет жиров больше, чем калорийность за счет жиров у плавленого сыра



РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Достижения обучающихся (2016-2018гг.)

Мероприятие

    Статус

Ф.И. обучающегося

Городская экологическая конференция «Зеленая планета

Призеры

Винокурова Софья Николаев Дмитрий

Городской Конкурс юных исследователей в области физики, химии и биологии «Дебют в науке»

2016 г. Призеры

2018 г. Призер Победитель

Лиховидова Валерия

Крюкова Елена


Шамин Иван

Николаев Дмитрий

Региональная научно-практическая конференция школьников г. Воронежа и Воронежской области «От любви к природе к культуре природопользования»

Призер

Лиховидова Валерия


Фестиваль сельского туризма ВГУИТ. Гастрономические традиции Воронежской губернии

Призер

Крюкова Елена

Воронежский областной Конкурс юных исследователей в области физики, химии и информатики «Дерзай быть мудрым»

Призер

Крюкова Елена

Региональный IV очно-заочный конкурс «Первые шаги в науку. Технология хлеба, кондитерских, макаронных изделий и зернопродуктов» 

Финалисты



Призер

Стрелкина Ксения

Кашко Екатерина

Артамонова Дарья

Кол Ирина

Фестиваль исследовательских проектов в рамках региональных Киселевских Дней  науки и культуры

Призер

Крюкова Елена

Заочный конкурс водных проектов старшеклассников (в рамках VI областного открытого Фестиваля науки).

Победители

Винокурова Софья Николаев Дмитрий 


Конференция НОУ школьников ВГУ

Победитель

Шамин Иван

 

Мероприятия, посещаемые обучающимися:

ВГУИТ (Воронежский государственный университет инженерных технологий) Молодежный инновационный форум (МИФ-2017, МИФ – 2018). Проект «LABORAMUS» (2016-1018). Региональная олимпиада «Формула успеха» (2016-2018).

ВГУ (Воронежский государственный университет). Научная школа талантливой молодежи (2016, 2017). День науки (2017,2018). Международная образовательно – просветительская акция «Открытая лаборатория» (2018), Всероссийский химический диктант (2018).

Городские: каникулярные школы юного исследователя, проект «Умные выходные».

Участие в профильных лагерях

                    Название

     Участники

Профильная смена для одаренных детей «Естественнонаучный детский университет» на базе АУ ВО «Пансионат лечения «Репное»

Николаев Дмитрий


Областной профильный естественнонаучный лагерь «Созидающий атом»

Шамин Иван



Отдел образования и молодежной политики

администрации городского округа город Нововоронеж

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества городского округа города Нововоронеж»


Рассмотрена и рекомендована

Педагогическим советом

протокол педсовета №­ 1 от  31 .08.2017г. 


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКУДО Нововоронежский ДДТ

_________Г.А. Пегусова

Приказ № 47   от 01.09.2017г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

 «Химия для любознательных»



Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель:                                                     

педагог дополнительного образования

Зобкова Светлана Васильевна


г. Нововоронеж

2018 г.


Пояснительная  записка

Наименование программы

Химия для любознательных

Вид

Дополнительная общеразвивающая программа

Направленность

Естественнонаучная

Срок реализации программы

1 год 

Общее количество часов - 72

Формы занятий

Теоретические, практические

Формы обучения и виды занятий

 По количеству детей, участвующих в занятии: групповые   и индивидуальные.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекции, семинары, практикумы,  беседы, игры,  выполнение и защита проектов, экскурсии.

По дидактической цели – комбинированные формы занятий

Формы аттестации

Оценка  уровня   усвоения  программы  проводится 3 раза в год (сентябр (входной контроль), декабрь, май). Форма проведения: тестирование, защита проектов

Кратность занятий в неделю

1 занятие в неделю по 2 часа

Количество обучающихся  в одной группе 

15человек

Возраст  обучающихся    

14 – 15 лет

Группа

Смешанная

Уровень реализации программы

Углубленный

                              Нормативно-правовые основы разработки ДОП 


  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ ) "Об образовании в Российской Федерации". 
  • Концепция развития дополнительного образования детей  (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.09.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ ( включая разноуровневые программы)».
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11. 12. 2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» 
  • Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».

Актуальность данной программы

Химия в нашей жизни на самом деле занимает гораздо больше места  и имеет большее значение, чем принято думать. Готовим ли мы себе пищу, моем ли посуду, мы  постоянно сталкиваемся  с химическими реакциями, хотя  никогда и не задумываемся об этом. Наш организм, каждая его клеточка-это сложнейшая, отлаженная (у здорового человека) химическая лаборатория со своими закономерностями и  требованиями к условиям окружающей среды. И чем большим количеством знаний в области химии   будет вооружён юный гражданин, тем меньше он будет иметь жизненных проблем.

Предлагаемая программа позволяет несколько откорректировать  школьный курс химии, восполнить пробелы, связанные  с недостатком времени на уроках, повысить мотивацию к изучению предмета.

В процессе занятий по данному  курсу учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания.

Содержание программы знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные науки, история).

Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль педагога состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. С целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.              

 Особенность данной дополнительной программы заключается в усилении прикладной и практической направленности изучения химии.   В то же время возраст обучающихся 8-9-х классов является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию. С другой стороны, представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления, решение данных проблем раскрывается в данной дополнительной образовательной программе. Ещё одной особенностью данной программы является её краеведческая составляющая, а именно организация экскурсий для учащихся на различные промышленные предприятия и лаборатории, для получения  наглядного представления о химической стороне работы предприятий города Нововоронеж и Воронежской области.

 Цель программы:

Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.

           Задачи:  

образовательные:

•        расширить кругозор учащихся о мире веществ;

•        использовать теоретические знания по химии на практике;

•        заложить основы научно-исследовательской деятельности;

развивающие:

•        способствовать развитию творческих  способностей обучающихся;

•        сформировать навыки выполнения проектов;

воспитательные:

•        воспитать самостоятельность при выполнении работы;

•        воспитать чувство  взаимопомощи, умение работать в  команде;

•        воспитать чувство личной ответственности.                                                                                                             

Программа предусматривает применение различных методов и форм, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:

•        сенсорное восприятие (лекции, просмотр презентаций);

•        практические (лабораторные работы, эксперименты);

•        коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

•        комбинированные (самостоятельная работа учащихся, проекты, экскурсии, творческие задания);

•        проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

Педагогические технологии, используемые в обучении: личностно- ориентированные, игровые, технология исследовательской деятельности, технология методов проекта, педагогика сотрудничества.Основные методы: изучение  химической  научно – популярной литературы, подготовка презентаций, постеров, выполнение эксперимента, проведение мониторинговых исследований.

Ожидаемые результаты

 Обучающийся должен знать:                                                                                                                                                    

•     правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;                           

•    сущность процессов, происходящих во время стирки, приготовления пищи, консервирования;                                                                                                                         

·   перечень профессий, в которых особо важна химия;                                                      

·   характер воздействия  на организм средств  гигиены и декоративной косметики;                           

·   принципы применения минеральных удобрений;                                                            

·   технику безопасности обращения с бытовыми химикатами;                                                  

·   правила выведения  пятен различного происхождения с одежды;                                 

·   роль химии как науки   в развитии  промышленности;                                                   

·   выдающихся представителей отечественной и зарубежной химии;                                                   

• определение массы и объема веществ;                                                                                          

• правила экономного расходования  реактивов;                                                                                  

• порядок организации своего рабочего места;

уметь:                                                                                                                                                     

• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и  лабораторный эксперимент; 

• осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание;                                                   

• иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;                         

• получать растворы с заданной массовой долей,  работать с растворами различных веществ;                                                                                                                                              

• организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно - популярной литературой; 

• работать в сотрудничестве с членами группы;

• уверенно держать себя во время выступления, использовать различные  средства наглядности при выступлении.

Программа составлена с учетом рекомендаций Буйловой Л.Н.(Современные подходы к разработке дополнительных общеразвивающих программ (Текст)/Л.Н. Буйлова// Молодой ученый. – 2015. - №15. – С.567-572.)

Содержание программы

Учебно-тематический план

Тема

№ по порядку, дата проведения

Всего часов

В том числе

Форма и содержание

занятий

теория

практика

Приёмы обращения  с веществами и оборудованием (13 часов)

Вводное занятие

1

1

1


Лекция  с демонстрацией эффектных опытов 

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники  безопасности

2,3

2

2


Игра по технике безопасности

Знакомство с лабораторным оборудованием

4

1


1

Ознакомление учащихся с видами  лабораторного оборудования, правилами его использования

Нагревательные приборы и пользование ими

5

1


1

Практическая работа№1 Использование нагревательных приборов.

Взвешивание, фильтрование                   и перегонка.

6

1


1

Практическая работа№2. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей

Выпаривание                      и кристаллизация


7

1


1

Практическая работа №3 Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли.                                                                                                              

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами

8,9

2

1

1

Лекция.

Практическая работа№4. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами 

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

10-11

1

 1

1

Практическая работа№5 Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества

Условия выращивания кристаллов

12,13

2


2

Практическая работа№6. Выращивание кристаллов солей из водных растворов

Занимательные опыты по теме: «Приёмы обращения  с веществами и оборудованием»

14

1


1

Занимательные опыты

Химия вокруг нас (30 часов)

Химия в природе

15,16

2

1

1

Сообщения и презентации учащихся о природных явлениях, сопровождающихся химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Самое удивительное на планете вещество-вода

17-19

3

2

1

Физические, химические и биологические свойства воды.                                Практическая работа№7.     Обычные и необычные свойства воды

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

20,21

2


2

Показ демонстрационных опытов

Стирка по-научному

22,23

2

1

1

Разновидности моющих средств, правила  их использования, воздействие на организм человека

Химик в парикмахерской

24,25

2

2


Беседа с приглашением специалиста. Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа  волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми?

Урок чистоты и здоровья

26,27

2

1

1

Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т. д.

Салон красоты

28,29

2

1

1

Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов

Химия в кастрюльке

30,31

2

1

1

 ЧТО ВХОДИТ В СОСТАВ ПРОДУКТОВ? Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной ,но и полезной? Химические реакции внутри нас

Химия в консервной банке

32,33

2

1

1

Химические процессы, происходящие при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты, их роль

Всегда ли права реклама?

34,35

2

1

1

Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса химии. Жевательная резинка. Зубные пасты. Шампуни. Стиральные порошки. Корма для животных

Химические секреты дачника

36,37

2

1

1

Какие элементы питания необходимы растениям? Виды и свойства удобрений. Правила их использования. Практическая работа№8. Подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.

Химия в быту

38,39

2

1

1

 Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир

Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами

40,41

2

1

1

Практическая работа№9. Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами

Вам поможет химия

42-44

3

1

2

Практическая работа№10. Выведение пятен ржавчины, пасты из ручек, жира и других.                               Практическая работа№11.   Чистка изделий из серебра, мельхиора и т. д.

Химия и твоя будущая профессия (12 часов)

Обзор профессий, требующих знания химии


45,46

2

2


Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне

Агрономы, овощеводы, цветоводы

47,48

2

1

1

Беседа с приглашением специалиста.  Агрономия, овощеводство, цветоводство. Что такое ландшафтный дизайн?

Медицинские работники

49,50

2

2


Беседа с приглашением специалиста. Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты

Профессия фармацевта и  провизора

51,52

2

2


Экскурсия в аптеку. Профессия фармацевта и  провизора. Производство лекарств

Кто готовит для нас продукты питания?

53-56

4

2

 2

Пищевая промышленность и её специалисты: технологи и многие другие.

Экскурсия на хлебозавод.

Занимательное в истории химии (16 часов) 

История химии

57-60

4

2

2

Работа с литературой в  библиотеке с последующим обсуждением полученной информации.                          Основные направления  практической   химии в древности

Галерея великих химиков

61-64

4


4

Интернет- исследование. Создание презентаций  их демонстрация.                    И.Менделеев, М.В.Ломоносов, А. Авогадро, К.Л.Бертолле, А.Л. Лавуазье, С.А. Аррениус, И.А.Каблуков, А.Л. Ле Шателье и другие. Интересные факты, открытия.

Химия на службе правосудия

65-68

4

4


Просмотр отдельных серий художественного фильма «Следствие ведут знатоки».              Чтение эпизодов из книги о Шерлоке Холмсе.


Химия и прогресс  человечества

69,70

2

2


Видеолекция.                           Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.)

Химический вечер для воспитанников ДДТ силами объединения

71,72

2


2

Подведение итогов и анализ работы  за год. Тестирование.

Всего


72

36

36


Содержание программы

Тема 1. Приёмы обращения  с веществами и оборудованием (14 часов)

 1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, выборы совета, знакомство кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем. Демонстрация различных  эффектных опытов для поддержания интереса. 

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности

3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).

 Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, Нагревание и прокаливание.

Практическая работа№1. Использование нагревательных приборов.                                       

5. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей.

Практическая работа№2.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей. Перегонка воды.                                                                                                                       

6. Выпаривание и кристаллизация.

Практическая работа№3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора повареннойсоли. 

7. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Практическая работа№4. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.                                                                 

8. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа№5. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов.                                                                                                                                 

9. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практическая работа№6. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара


Тема 2 Химия вокруг нас (30 часов)

Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме «Химия в природе».                                                                                                           

Самое удивительное на планете вещество-вода. Физические, химические и биологические свойства воды. Практическая работа№7. Обычные и необычные свойства воды.                                                                                                                                

Разновидности моющих средств, правила их использования, воздействие на организм человека и окружающую среду.                                                                

Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа  волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми?                                                                        

Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т. д

Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов.                                   

Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной, но и полезной? Химические реакции внутри нас.                         

Хранение и переработка продуктов. Химические процессы, происходящие при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты, их роль.                    

Элементы питания, необходимые растениям. Виды и свойства удобрений. Правила их использования.

Практическая работа№8. Подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.                                                                                       

Бытовая химия. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир.                              

Практическая работа№9.Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами.     

Практическая работа№10. Выведение пятен ржавчины, пасты из ручек, жира и другихвеществ.                                                                                                      

Практическая работа№11.Чистка изделий из серебра, мельхиора и т. д.

Тема3. Химия и твоя будущая профессия (10  часов)

Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне. Агрономия , овощеводство, цветоводство.  Ландшафтный дизайн.

Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты.

 Экскурсия в аптеку. Профессия фармацевта и  провизера . Производство лекарств.Экскурсия  на пищекомбинат. Пищевая промышленность и её специалисты: технологи и многие другие.


Тема 4. Занимательное в истории химии (16 часов)

Основные направления  практической химии в древности. Создание презентаций  о великих химиках и их демонстрация. Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов, А. Авогадро, К.Л.Бертолле, А.Л. Лавуазье, С.А. Аррениус, И.А.Каблуков, А.Л. Ле Шателье и другие. Интересные факты, открытия.                                                                                    

Химия в литературе и художественных фильмах. Просмотр отдельных серий художественного фильма «Следствие ведут знатоки». Чтение эпизодов из книги о Шерлоке Холмсе.                                                                                                                  

Химия и прогресс человечества. Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.).

Общий смотр знаний.

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация выращенных кристаллов, выполненных рефератов, защита проектов, тестирование. Проведение заключительного химического вечера.

Планируемые результаты

Пройдя данный курс, учащиеся получат расширенные знания по предмету химия; смогут результативно выступать на творческих химических конкурсах; повысят экологическую культуру; получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.

 Дополнительная образовательная программа направлена на достижение обучающимися различных результатов.

Личностные  результаты

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность, бережное отношение к окружающей среде;
  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; знание и стремление к соблюдению экологической безопасности на производстве;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить исследования, наблюдения, составлять отчеты наблюдений.

Метапредметные результаты

  1. Использование умений и навыков по предмету в других видах познавательной деятельности;
  2. Применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
    использование основных интеллектуальных операций;
  3. Формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  4. Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  5. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  6. использование различных источников для получения химической информации.

Предметные результаты

1. В познавательной сфере:

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-описывать и различать химические явления, протекающие в окружающем пространстве;

- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и протекающие в природе и в быту химические реакции;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
2. В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- анализировать и оценивать последствия использования различной продукции с точки зрения химического состава для человека и лично для себя.

Способы определения результативности обучения:

- педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;

- отчетность выполнения практических заданий;

- публичное представление результатов исследовательской деятельности;

- фронтальное обсуждение с учащимися записи условия задач, химических законов, при моделировании химических процессов, установлении границ применимости законов и правил, выборе методов описания процессов во время демонстрационного и коллективного решения задач, проведения практикумов;

 - тестирование;

-рейтинговое оценивание активности участия  в научно-практических конференциях и творческих конкурсах по химии, в семинарах и при выполнении самостоятельных работ.

Формы аттестации: тестирование, выполнение индивидуальных и групповых проектов.

Методическое обеспечение программы:

 - разработки игр, бесед, конкурсов, конференций и т.д.;

- справочные таблицы и диаграммы;

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Материально-техническое обеспечение

Помещение для занятий, с хорошим освещением и вентиляцией. Сейф.

 Химическое оборудование и химические реактивы.

Компьютер, проектор, экран.

Диски с дидактическим материалом по химии и химической технологии.  

Список литературы

Литература для педагога


  1. Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1990 
  2. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. М.: Просвещение 1989 
  3. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. - М.: Просвещение 1997.
  4. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия – в центре наук. В 2 ч. Пер. с англ. М.: Мир, 1983;
  5. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
  6. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
  7. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа. - М.: Просвещение, 1972.
  8. Гусаков А.Х. Лазаренко А.А. Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
  9. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
  10. Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. Минск: Красикопринт, 1996
  11. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
  12. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. В кн. 2: Загрязнение воды и воздуха. Пер. с англ. М.: Мир, 1995
  13. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
  14. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. – М.: Просвещение 1976.
  15. Чертиков И.Н., П.Н. Жуков. Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988


Литература для обучающихся


  1. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. - М.: Просвещение 1977.
  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978
  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие М.: высшая школа, 1992
  4. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. – М.: Просвещение 1976
  5. Штремплер Г.И. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993
  6. Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д.Н. Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.


Адреса Интернет-сайтов с аннотациями

1.http://www.alhimik.ru

АЛХИМИК

Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации.

2.http://www.chemistry.narod.ru

Мир химии

Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.

3.http://hemi.wallst.ru

Химия. Образовательный сайт для школьников

 4.http://www.college.ru/chemistry/

Открытый колледж: химия

Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения.

5.http://www.chemistry.ssu.samara.ru

Органическая химия

Электронный учебник по органической химии для средней школы. В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных.

6.http://chemistry.r2.ru

Уроки по химии для школьников

 7.http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html

Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии

Предоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы.

8.http://www.edu.nsu.ru/noos/chemistry/

Химический раздел

Программы школьных курсов и спецкурсов по химии, электронные учебники, олимпиады, справочники по органической химии, советы, правила техники безопасности, интересные опыты, применение химии в повседневной жизни, коллекции ссылок на химические ресурсы Интернета, юмор.

9.http://www.mari-el.ru/mmlab/home/organic/www/main.htm

Гипермедиа обучающий учебник "Общая и неорганическая химия для WWW"

 10.http://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html

Расчетные задачи по химии

11.http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/

Химическая страничка

Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав некоторых минералов).

12.http://www.1september.ru/ru/him.htm

Еженедельное приложение "Химия" к газете "1 сентября"