ДВЕ ПОБЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Поздравляем  директора  нашего Дома детского творчества Пегусову Галину Андреевну, которая стала призером  регионального конкурса эссе "Творческое лето 2020" и победителем регионального конкурса " Лучшая образовательная практика", куда была представлена работа  "Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей инвалидов и обучающихся с ОВЗ в рамках индивидуальных учебных планов". Желаем ей новых творческих успехов.

Педагогическое эссе на тему «Творческое лето 2020»

Умные каникулы.

Умные каникулы! Именно так звучит  основная идея нашей летней оздоровительной кампании. Традиционно на базе Дома детского творчества работают 2 городских лагеря дневного пребывания: «Родничок» -для детей 6,5 -10 лет и «Ровесник»- профильный лагерь для подростков 10-15 лет. Не смотря на то, что это 2 совершенно разных лагеря по структуре, принципам, методам работы и, прежде всего, по замыслу, но их объединяет одна очень важная мысль: мы, то есть педагогическая команда, не развлекаем, как аниматоры, не обеспечиваем сохранность, как камера хранения, а организуем летнюю оздоровительную кампанию таким образом, чтобы все образовательное пространство, все образовательные события и мероприятия, вся команда педагогов и детей работали бы на то, чтобы дети приобретали новые знания и умения. Но, приобретая, получали бы от этого удовольствие. Поэтому один из важнейших принципов, который мы пропагандируем в работе: Умным быть модно. Образованным быть здорово! И не важно, ты выучил слова новой песни или участвовал в постановке мюзикла, отгадываешь викторину или изучаешь благодаря квесту, как кошки спасли шедевры Ленинграда  во время Великой Отечественной войны. Главное то, что новые знания доставляют детям удовлетворение.               Когда в 2016 году встал вопрос о создании лагеря для подростков, то мы явно увидели целую череду проблем, которые надо решить:

1)      Подросткам старше 10 лет неинтересно в лагере для малышей.

2)      Их мало (1 отряд), и среди них в основном те дети, которых нет возможности оставить дома.

3)      Старшие дети позже ложатся спать, они устали за время учебного года и рассматривают лето, как возможность поспать подольше утром, поэтому начало работы лагеря 7.30, т.к. большинство родителей ведут детей до работы, для многих их них неприемлем.

   Многие из детей к 10 годам с удовольствием занимаются в кружках и секциях, но кто-то не может определиться с выбором дополнительных занятий. Вот здесь мы и должны им помочь. Дать возможность, очень плотно (ни 1-2раза в неделю,  а каждый день по несколько  часов) заниматься определенным видом деятельности. И у нас это получилось. Лагерь «Ровесник» работает с 10 до 16 часов. С 11до 14 часов каждый отряд занимается по программе своего профиля. А после обеда до 16 часов проходят всевозможные мероприятия по плану работы лагеря. При этом профили каждый год меняются. В этом  году на 1 потоке были следующие отряды: театральный, хореографический, художественный, на 2м-  естественно-научный, прикладного творчества и вокальный. Итогом работы каждого отряда в течение смены является реализация совместного проекта: спектакль, концерт, выставка. Например, ребята из художественного отряда превратили старый сарай на территории Дома детского творчества в настоящее  произведение искусства, разрисовав его со всех сторон. А для мюзикла «Летучий корабль», который подготовил вокальный отряд, ребята из художественного отряда сделали декорации. Естественно-научный отряд провел массу опытов в течение смены, получив объемную информацию, которая пригодится ребятам в жизни: как определить, какое молоко полезнее, почему один хлеб черствеет быстрее чем другой... Наиболее интересными изысканиями они поделились с ребятами из других отрядов во время «Научного ринга».

   Что касается лагеря дневного пребывания «Родничок», то здесь ситуация совсем другая. Много лет в лагере были традиционными профильные смены: экологическая, спортивная, сказочная. С одной стороны это хорошо: все мероприятия объединены одной темой. Но мы, проанализировав календарь знаменательных дат, решили от этого отказаться: очень много важных дат и событий «остаются за бортом». Естественно, что красной нитью обоих потоков этого года стало 75-летие со дня Великой Победы. Нам очень хотелось, чтобы результатом этой работы стали не просто знания фактов, имен и событий, но и их «внутренний» анализ. Чтобы дети не только знали, что Ротонда- это старое здание областной больницы, но и почему она оставлена в таком состоянии. Что Песчаный лог-это не просто географическое название, связанное с Великой Отечественной войной, а это воронежская Хатынь...

 Нам очень нравятся интеллектуальные игры: «Города», «Балда», «Судоку», криптограммы, ребусы…Только вот лагерных чемпионатов в этом году по этим играм не было, а только на уровне отряда. Мастер-классы хореографа, педагогов по прикладному творчеству и вокалу тоже делали отдых детей ярким и насыщенным.  Традиционным стало чтение книг воспитателем вслух перед дневным сном. Особенно приятно было, когда ребята просили начать чтение пораньше (до обеда). То есть книга понравилась… А вот аудиокниги у нас «не пошли». Каким бы выразительным ни был голос диктора, но он не обращен к конкретному ребенку, а воспитатель чувствует отряд, настроение каждого и поэтому выбор произведений всегда не случаен.

 Особенностью этого года стало то, что до последнего момента было непонятно, а лагеря в этом году будут… А отсюда всякие экономические и организационные сложности. Про санитарные вообще страшно вспомнить: температурный режим, маски, санитайзеры, рециркуляторы, минимальная  наполняемость… Но самым большим испытанием стал запрет на проведение массовых мероприятий.  Будет ли интересно без этого детям? Справится ли один воспитатель с отрядом? Не потеряем ли дух соревновательности?  По легенде надо было собрать цветок добра, чтобы освободить мир от зла. Сделать это можно было, получая «добринки» за победы в различных мероприятиях. Но наши опасения не оправдались, а программа лагеря, продуманная до мелочей, позволила провести КТД, квесты, соревнования и турниры в рамках отрядов, что значительно повысило количество их участников, и в этом был свой плюс. Запрет на общение детей из разных отрядов поставил нас перед фактом, что отряды должны быть сформированы по гендерному признаку, тк в противном случае во время сна дети разных отрядов были бы перемешаны. К нашему удивлению, это было еще одно творческое открытие этого года: продуктивность работы однополых отрядов гораздо выше.                     Но «вишенкой на торте» в работе «Ровесника» и «Родничка», как мне кажется, стала та необыкновенно душевная, и в тоже время творческая обстановка, которая царила в лагерях. Воспитательный процесс идет постоянно, а не только вовремя или благодаря мероприятиям. Например, ребята из естественно - научного отряда изучают понятия массы и объема предметов.  Заполняют колбы большими камнями и маленькими, песком, стружками…Какие физические выводы они из этого делали я писать не буду, а вот о нравственных –расскажу. Наблюдая за различным наполнением стеклянных колб, педагог подводит детей к мысли, что как в колбе основное место занимают большие камни, и гораздо меньшее- стружка и песок, так и у человека основополагающими должны быть понятия дружба, любовь, счастье, доброта, отзывчивость, бескорыстие, а не жадность, подлость, невежество… Или  читают перед сном «Полианну» Э.Портер и учатся радоваться жизни в любой ситуации. А ведь в отряде дети не только из счастливых семей, но и те, кто попал в сложную жизненную ситуацию.

  Ну и, конечно же, о главной особенности творческого лета 2020 нельзя не рассказать. Это онлайн-лагерь. Наш коллектив прошел от полного неприятия этой идеи до ее творческого воплощения. Прежде чем появилась сетка лагеря Leto.com мы провели 4 мозговых штурма всем коллективом педагогов. Кто будет этим заниматься? Сколько мероприятий и каких, конкурсы и викторины, квесты или мастерклассы? Что конкретно готовит каждый педагог? Мы «делим» между собой дни или образовательные события, которые готовим? Над чем работаем микрогруппами? Как набрать детей, когда им надоела дистанционка в школе? Что нужно сделать, чтобы дети захотели зайти на наш сайт? А ведь при этом каждый из нас понимал, что уровень владения ИКТ у всех разный …Но в итоге результат превзошел и ожидания, и поставленную цель! «Запретный плод всегда сладок!», поэтому группа в ВК, где выкладывались задания была закрытой, хотя реклама онлайн-лагеря велась всеми возможными средствами. В итоге, «уча других учились сами»: если в течение года видео  снимали единицы, то теперь ситуация изменилась. Ставку сделали на свой видеоматериал. Учились друг у друга, смотрели мастер-классы в интернете… Творческие мастерские в ZOOM руководителя вокальной студии «Квинта» В.В. Луниной и художницы Барсуковой Г.А. каждый раз заставляли делать новые открытия. И.А. Титова и И.В. Сумина  снимали видео приготовления завтраков. Эта тема «зашла» великолепно. Особенно приятно было видеть, когда в виде обратной связи на присланных фото мы видели детей очень юного возраста, которые показывали свои кулинарные шедевры. Конечно же, и про краеведение мы не забыли, и про памятные даты. Викторина по топонимам Нововоронежа заставила напрячь мозги даже коренных жителей города. А квест, посвященный животным, которые «сражались»  с врагом во время Великой Отечественной войны, позволил  ребятам выяснить, что это не только лошади, но и кошки, олени, голуби, дельфины…

  Завтра последний день второй лагерной смены. Подведение итогов, анализ летней оздоровительной кампании, обобщение и распространение опыта - это все впереди… Но уже сейчас, «мысленно перелистывая лагерные страницы», я поймала себя на мысли: мы работали со вкусом, как хозяйка, которая хочет приготовить вкусное блюдо, как-то незаметно это делает: чуть-чуть добавляет тмина, капельку сметаны,  щепотку перца… И у блюда появляется неповторимый аромат. Так и у наших творческих педагогов: каждый старался  сделать так, чтобы его мастер-класс был самым  интересным и креативным, именно в его отряде была самая незабываемая, самая душевная атмосфера. Поэтому в итоге получилось «со вкусом», а значит творчески!